П`ятниця, 26.04.2024, 15:37
Український Новокозачин
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Мої статті [1131]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 181
Статистика
Форма входу
 Каталог статей
Головна » Статті » Мої статті

В провинцию, в Гайворон…
Опыт поездки на выходные в провинциальный город, выбранный наобум

Собственно говоря, поездка в Гайворон нами специально не планировалась. У нескольких человек, давно не видевшихся между собой, вдруг появилась идея собраться и съездить куда-нибудь на выходные. И этот райцентр был выбран нами самым настоящим методом «научного тыка». Просто кто-то вспомнил о том, что недалеко от него размещается географический центр Украины. Кто-то – о том, что тут начинают сплав по Южному Бугу байдарочники. «А почему бы и не Гайворон?», - решили в конце концов мы.

Город для писателей, а не большевиков

На фасаде Гайворонского вокзала нет традиционных досок памяти красных командиров или событий гражданской войны. Зато здесь есть бюстик Степана Руданского и еще нескольких писателей, приезжавших сюда в поисках творческого вдохновения. Да и в автобиографии Василя Стуса можно найти слова: «соскучившись за настоящей, не донецкой Украиной, поехал учителем на Гайворонщину…»

Слова «настоящая Украина» к Гайворону подходят просто идеально. Зеленые холмы и широкая река, разбросанные по склонам села с белыми хатками и тополями действительно представляет из себя классический, я бы даже сказал эталонный украинский пейзаж. Причем места эти не испорчены наплывом туристов, хоть название города хорошо знакомо любителям байдарок и катамаранов. Правда, байдарочники не останавливаются в Гайвороне надолго. Здесь, за плотиной ГЭС, они просто берут старт для спуска по Бугу. Совсем не для любителей катамаранов в Гайвороне появились новостройки с несколько причудливыми названиями - ресторан «Чикаго» и отель «Кондор». Останавливаются здесь, оказывается, туристы из-за рубежа, прибывающие в Гайворон с удивительной миссией, о которой речь пойдет ниже.

Пояс Ориона

Гайворон – это та самая милая провинция, где ничего не происходит. Доска объявлений возле дома культуры приглашает, правда, здешних тиффози посетить матч районного первенства между командами с незамысловатыми названиями «Гранит» и «Графит». Одно из привокзальных зданий украшено загадочным зеленым щитом с нарисованными звездами. Постичь содержание этого символа мы пытаемся в придорожном кафе, расположенном среди массово растущей повсюду амброзии.

- Это совершенно неправильно составленный герб Гайворонского района, - вдруг вклинивается в наш разговор сосед по столику, - и является он, наверное, причудой председателя местной администрации и автора, местного художника Космина. Во всяком случае, никто пока что не смог объяснить, зачем он поместил на районный герб схематическое изображение созвездия Ориона. На гербе этого района теперь изображены звезды переменной величины Минтака, Альнилам и Альнитак, а также красный гигант Бетельгейзе. 

«Вот, оказывается, что такое по-настоящему звездная болезнь!», - понемногу начинаем прозревать мы. Но нашему удивлению нет конца, когда наш собеседник представляется.

Граф среди амброзии

- Я граф Анатолий Авдеев, - говорит он таким же равнодушным тоном, каким Леонов в известном фильме произносил «я король», - председатель Украинской геральдической коллегии и наместник Короля Украины-Руси Ореста Первого на Кировоградщине. Нет-нет, можете не вставать.

Из разговора оказывается, в первую очередь, наш собеседник все-таки является сотрудником ряда региональных социологических проектов, которые сейчас выполняют какое-то исследовательское задание по изучению общественных объединений в районах Кировоградской области. А дворянские «забавы» не хобби, так выпало родиться дворянином, как и еще одно вытекающее отсюда увлечение геральдикой, и гербы, которые он создает для разных городов. Граф щедрой рукой дарит нам значки с разработанным им когда-то гербом Гайворона. Да, соглашаемся мы, изображенный на щите гайворон ( по русски – грач) с дубовой веткой в клюве, восседающий на железнодорожном колесе и с пушкой выглядит покруче даже нескольких Орионов с Плеядами и Гончими Псами вместе взятых. Вскоре Анатолий уезжает на обычной маршрутке, пассажиры которой, видимо, даже и не подозревают, с какой благородной персоной их свела судьба.

Зачем сюда едут американцы

Как на мой взгляд, маленькие районные центры – это просто кладезь для туристов. Ведь нигде вы не найдете напечатанных путеводителей по какому-то маленькому затерянному райцентру Центральной Украины. Гидами здесь выступают директора музеев, или же завклубами, какие-то живущие вне времени и пространства краеведы и тому подобная любопытная публика. И в каждом маленьком городке обязательно найдется свой самородок, прославляющий город по всему миру. 

В Гайвороне таким человеком принято считать Григория Пилипишена, скульптора по дереву, чья коллекция, выставленна в здешнем доме культуры. Аллегорические скульптуры под характерными названиями вроде «Жизнь», «Смерть» и даже «Экономический кризис» просмотрели уже десятки тысяч человек, уверяет местный экскурсовод Антонина Пилипенко. Кстати, в книге отзывов выставки деревянной скульптуры мы с удивлением обнаруживаем автограф и Александра Мороза – заезжал сюда, видимо, во время предвыборной кампании. Отметим, что много записей здесь сделано на иностранных языках, а значит, самое время объяснить, что ищут иностранцы в этом далеком городе.

Секрет притягательности Гайворона в том, что город представляет собой железнодорожный узел, где сохранилась одна из немногих действующих пассажирских узкоколейных дорог. Она, конечно, не та, что была еще полстолетия назад, разобраны ветки на Голту (нынешний Первомайск) и Чечельник. И, наверно, узкоколейка не играет заметной роли в транспортном сообщении, зато она превратилась в первоклассный аттракцион, куда съезжаются любители железнодорожной экзотики от Америки до Японии. Для них на узкоколейную дорогу доставили паровозы. Все остальное здесь готово и так.

Дорога, проложенная в некоторых местах рядом с широкой железнодорожной колеей, впечатляет своей миниатюрностью. Детские пассажирские вагоны, детские же грузовые платформы, на которые пассажиры сбрасывают свои «кравчучки» и велосипеды. А на станцию Голованевск отправляется поезд из одного только маленького вагона, к тому же, как ни странно, плацкартного, немецкой фирмы Pafawag. Есть что фотографировать иностранцам. «Достаю фотоаппарат и не могу остановиться», - уверяет меня один из них.

ЗИМ на колесиках
Но есть в Гайворонской узкоколейке и изюминки, что не попадаются на глаза и американцам. Это – изобретения кулибиных от железной дороги, приспосабливавших к узкой колее все, что угодно, создавая средства передвижения, существующие только в единственном экземпляре. Например, здесь можно увидеть дрезину, созданную из грузовика ЗИС военных времен. Или вот личное средство передвижения бывшего начальника железнодорожного узла: сталинский лимузин, поставленный на рельсы (мотрису), прокатиться на котором по ночной железной дороге представляет собой, видимо, одно удовольствие. Руля, правда, нет, но на конечных станциях для машины сделаны специальные разворотные колеса. «Даже у Кагановича не было такой», - не без гордости говорит случайно встреченный нами рабочий депо. Собственно говоря, нетрудно заметить, что машина когда-то была создана для начальства: внутри видны остатки ковра, да и под дверями припаяна ступенька, чтобы важному пассажиру было легче спускаться.


Нет, все-таки жаль, что граф Авдеев уехал от нас на банальной маршрутке. ЗИМ на колесиках был бы наместнику Короля Украины-Руси Ореста Первого гораздо более к лицу.

Николай ПОЛИЩУК, « Газета по-киевски», 26.10.2006.


Категорія: Мои статьи | Додав: surma (02.02.2009)
Категорія: Мої статті | Додав: graf (22.03.2010)
Переглядів: 711 | Рейтинг: 4.5/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz