Четвер, 18.04.2024, 22:49
Український Новокозачин
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Мої статті [1131]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 181
Статистика
Форма входу
 Каталог статей
Головна » Статті » Мої статті

Хронологико-историческое описание церквей, епархии Херсонской

Хронологико-историческое описание церквей, епархии Херсонской

Kartinka

 

Эпоха 1-ая, до учреждения епархий Славянской и Херсонской

 

1752 год

 

Города Ново-Миргорода, соборная св. Николаевская каменная церковь, Бобринецкого уезда.

Новомиргород был одним из первых и главных шанцов Сербов, вошедших в Россию под начальством генерала Ивана Хорвата, и поселившихся за Днепром, с наименованием «Новою-Сербией», в той части земли, которая им отведена была. Прибытие Сербов в Россию последовало в 1751 году, следовательно и начало Ново-Миргородской церкви, ныне Соборной, по всей вероятности должно относиться к 1752 году. Через многие годы церковь хотя различным и подлежала поправкам, однако вид ее и до селе остается прежний. В ней погребен генерал-аншеф Текелий, скончавшийся в 1792 году. Сия церковь была и кафедральной Екатеринославских архиереев до перехода из Новомиргорода в Екатеринослав, т.е с 1797 года по июль 1804 года. В 1823 году пристроены к ней два придела: во имя св. Апостола Петра и Павла и во имя Рождества Богородицы.

 

1753 год

Села Малой-Выски, С. Предтеченская, деревянная Бобринецкого уезда

Церковь сия, современная Ново-Миргороду, обветшала и упразднена, а вместо старой помещицею княгиней Екатериной Кудашевой построена в 1794 году, на другом удобнейшем месте, новая во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

1754 год

Села Липняжки, Успенская, деревянная Бобринецкого уезда.

О сей церкви в 1798 году доносимо было, что фундамент под ней, по давности, пришел уже в крайнюю ветхость Посему вместе с сим просимо был дозволение сделать новы каменный фундамент.

Посада Петриковки, св. Николаевская, деревянная Бобринецкого уезда.

Селение это теперь именуется «Новой Прагой» и принадлежит ведомству военного поселения 2-го резервного кавалерийского корпуса; в нем помещается штаб 2-ой кавалерийской дивизии.

 

1755 год

Города Елисаветграда, Успенская, что на Подоле, прежде деревянная, ныне же каменная.

Церковь сия была однопрестольная, куплена и перевезена на подол Елисаветградской крепости, из слободы Федоровки в 1755 году. Обветшала и вместо оной в 1774 году заложена, по благословлению преосвященного Иова, епископа Переяславского, новая трехпрестольная, также деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, св. Христова Николая и св. Великомученицы Варвары, которая освящена в 1781 году, по благословлению Никифора епископа Славянского и Херсонского. В 1788 году, во время бывшего в Елисаветграде пожара, она сгорела, и вместо нее сооружена настоящая пятипрестольная, каменная, иждивением, полковника Красноглазова.

Села Петро-Веровки, Преображенская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Села Аврамовки, Трех-Святительская, деревянная Бобринецкого уезда.

По новости заводимых тогда слобод и по малости жителей, церковь сия сооружена из старой, купленной церкви. Почему еще в 1782 году, она пришла в ветхость и заменена теперь новою.

Села Головковки, Троицкая, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия вовсе обветшала; почему в 1784 году общество Головковское испросило позволение построить новую, которая и была заложена упомянутого года.

Города Елисаветграда, крепостная св. Троицкая, деревянная.

Церковь сия уже не существует: она была построена на подобие простых покоев, по указу правительствующего сената, коштом Государевым из Сербской суммы; впрочем, по первенству своему тогда в крепости св. Елисаветы, именовалась до 1784 года «Соборную».

Села Грузскаго, Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия получила свое основание в то время, когда простиралась сюда епархия Переяславская; почему и антиминс в нее выдан Переяславским епископом Иоанном Козловским.

Села Кечковки, Успенская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия обветшала уже и упразднена, а на место ее под тем же именем , но на другом удобнейшем месте, по благословлению Гавриила, митрополита Екатеринославского, заложена в 1794 году другая.

Села Овнянки, Покровская, Александрийского уезда.

Известно, что Овнянка, была Казачьей слободой, при начале бытия крепости св. Елисаветы, в 1755 году уже существовала. Теперь тут в 1805 году выстроена церковь каменная.

Шанца Семлецкого, Архиепископа Гавриила, деревянная Бобринецкого уезда.

1756 год

Села Тишковки (по прежнему слободы), Покрова Пресвятой Богородицы, Бобринецкого уезда.

Села Вершина-Камянки, Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Село сие находилось в 1756 году в числе слобод, подчиненный крепости св.Елисаветы. Она тогда новонаселенной слободой козачьего полка, в коем было 90 семейств, как было видно из дела о производстве в оную слободу во второго священника, дьячка той же слободы Максима Иванова.

 

1757 год

Села Диковки или Сомбор, Богоявления Господнего, деревянная, Бобринецкого уезда.

Города Елисаветграда, Владимирской Божъей Матери, греческая, деревянная.

Церковь сия о трех престолах: средний во имя Владимирский Божьей Матери, с правой стороны придел во имя св. Великомученицы Екатерины, а с левой во имя Праведного Симеона Сербского, нового муроточца. Греческой слывет потому, что первые основатели ее были греки, в доказательство чего в церкви и доныне имеется старый иконостас, в котором иконы с греческим подписанием; к тому и весь круг церковных книгна греческом языке. Для главной части церкви строится ныне новый иконостас.

Села Федваря, Петро-Павловская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия начата в 1757 году, но храмозданная для оной грамота получена от преосвященного Гервасия, Епископа Переяславского, в 1761 году. Федвар был шанцем гусарского Хорватого полка, 13-й роты, и назывался кроме того еще и Лесничим. Говорят, что в местечке сем были жители еще в 1703 году; а межу густым лесом, тут находившимся, имели пристань тут разбойники. Сие правдоподобно, ибо около церкви в саду священника есть и доныне весьма старые плодовитые деревья, между коими в глубокой балке видна яма, почитаемая за разбойничью пещеру.

Села Добрянки, Рождество-Богородицкая церковь, деревянная, Бобринецкого уезда.

Заселено в 1753 г.

Села Панчева, которое звалось Ольховаткой, деревянная, Бобринецкого уезда.

 

1758 год.

Села Калниболотскаго, Вознесения Господнего, деревянная Бобринецкого уезда.

Село сие составляло шанец Гусарского Хорватого полка, 5-ой роты. На освещение сей церкви благословительная грамота дана от преосвященного Гервасия, епископа Переяславского. Первый священник при шанце был Сумеон Григорьев, который, до построения сей церкви, находился области Турецкой в городе Очакове, при церкви св. Спиридона. Отсюда, по причине великой подати, наложенной Турками, выбыл в Россию и находился в новопоселяемой козачьей слободе Ново-Архангельской, а потом в 1785 году перешел по благославлению епископа Гервасия, в Калниболтский шанец, с тем, чтобы старанием своим привести в совершенство новозаложенную там церковь. Принадлежало 5-й роте Черного гусарского полка.

 

1759 год

Села Калнишского, Трех-Святительская, Бобринецкого уезда.

Калниш был шанец Гусарского Хорватого полка, 10-й роты, и назывался иначе «трех-буерачным». В сказанном 1759 году началось дело о построении тут церкви. А кончена она и освящена после, по благословлению епископа Гервасия.

Села Сентов, Сошествия Святого Духа, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия освящена в сказанном 1759 году, но священник в Сентах нгаходился уже в 1755 году. Сентов, основанный в 1754 году Шанец гусарского Хорватова полка, 11-й роты, иначе называемый Могильным. Церковь, по неусмотрению, сначала заложена была в неудобном месте. В следствие чего через год перенесена на другое в тех же Сентах место. Где окончена и освящена.

Села Камяно-Потоцкого, Преображения Господня, деревянная, Бобринецкого уезда.

В сказанном 1759 году церковь сия починилась, следовательно начало ее было прежде. Она потом сгорела, и вместо ее, под тем же наименованием, построена новая в 1798 года.

1760 год.

Посада Ольвиополя, Великомученицы Варвары, деревянная, Бобринецкого уезда.

Ольвиополь прежде именовался слободой Орликом, потом «Екатерининским шанцем». Первая церковь сожжена татарами, при нападении их на слободу и на все места, ей прикосновенные. Вместо сожженной церкви, обыватели построили в 1774 году часовню, в которой иконостас и антиминс с 1775 года находился из походной Запорожского войска церкви. Часовню сию в 1781 году обыватели разсудили приподнять, подвысить и обратить таким образом в надлежащую церковь с тем наименованием. На сие имя дано 1781 года 2 декабря пастырское благословление от Никифора, архиепископа Славянского.

 

1761 год

Посада св. Георгия, Успения Пресвятой Богородицы, деревянная.

При сей церкви имеются старинные: евангелие и крест. На евангелии подпись: «1740 года октября 1-го дня сооружено Евангелие серебром с позолотою, до храму Успения Пресвятой Богородицы, у Крылов, старанием пресвитера иерея Димитрия Петрова, а коштом запорожских Козаков куреня Менскаго, положено сорок восемь рублей. А монах Филадельф, бывшей того же куреня, положил сорок рублей, и того всего кошту восемьдесят восемь рублей. Надано во вечность за отпущение грехов своих». На кресте надпись: «Сооружен крест сей в Крылове, ко Храму Пресвятыя Богородицы, старанием иерея Димитрия Петрова, и коштом козака К.М. Иоанном Сукуром во вечность подано за отпущение грехов своих 1770 года». Ново-георгиевск, прежде именуем был Крыловым и существовал до прихода Сербов.

Села Ново-Георгиевки, Воскресенская, Александрийского уезда.

Села Кукуловки, Михайловская, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Мулаватого, Успения Пресвятой Богородицы, Тираспольского уезда.

Построена с дозволения митрополита Даниила. Теперь на ее месте выстроена другая с 1808 года.

Села Криваго Рога, св. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Села Надлехска или Надляхска, св. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Надляхск называется сим именем потому, что место его граничило с Польшей, а как простой народ поляков называл ляхами: то оттого селение именовалось Надляхск.

Села Иванковец, Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Красноселья, св. Симеоновская, деревянная Александрийского уезда.

1765 год

Села Глинскаго, Михаило-Архангельская, деревянная, Бобринецкого уезда.

В каком именно году заложена сия церковь, не известно; а по словам старожилов значится она заложенной в 1765 году при священнике Иакове Ингульском и при старшем прихожанине майоре Петре Марьяновиче, о трех верхах с четырьмя щитами. Достроена и освящена в 1772 году. Ныне сия церковь упразднена по причине построения новой Михаило-Архангельской каменной, заложенной в 1814 году, а освященной в 1822 году. Глинск заселен до Сербов.

1766 год

Села Лелековки, св. Троицкая, деревянная, Бобринецкого уезда.

Время построения сей церкви означается вырезанными буквами на дубовых косяках церковных дверей, к тому же и самый вид церкви свидетельствует о ее давности.Село Лелековкой называется, говорят, потому, жил тут первоначально козак из запорожцев, по прозванию Лелека.

Села Большой-Выски, Преображения Господня, деревянная, Бобринецкого уезда.

Ныне этой церкви уже нет, а существует вместо оной новая каменная. Учреждения села полагают около 1760 года.

 

1767 год

Села Анновки, Предтеченская, деревянная, Бобринецкого уезда.

1768 год

Села Дороцкого, Михайловская, деревянная, Тираспольского уезда

Селение сие существовало при владении турков Очаковской землей; здесь жили Молдаване, у которых и церкви были плетневые. Существующая церковь заложена по благославлению Митрополита Даниила

1770 год

Села Магалы, св. Михайловская, деревянная, Тираспольского уезда

Заложена по дозволению преосвященного Даниила. Теперь здесь, вместо оной, с 1806 года каменная.

1771 год

Села Погребов, св. Михайловская, каменная, Тираспольского уезда

Построена по благословлению Митрополита Даниила. Теперь существует с 1819 года другая каменная.

1772 год.

Села Кучиерки, св. Михайловская, каменная, Тираспольского уезда

Построена по благословлению Митрополита Даниила. Теперь вместо сей церкви существует с 1823 года каменная.

Посада Ново-Украинки, прежде Зверевки, Великомученика Георгия, деревянная, Бобринецкого уезда.

Сооружена тщанием Молдавского гусарского полка полковника Зверева.

Села Калантаевки, Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, Бобринецкого уезда.

На потире, имеющимся при сей церкви, значится «сооружил потир сей раб Божий Алексей Космин житель села Калантаева, до храму Пр. Богородицы в Калантаеве, и вручил оный пресвитеру Покровскому Симеону Петрову, в церковь для литургописания Божественной литургии в 117 году, а по случаю, якого не дай Боже, тревоги либо чого иншого: то щоб нам его взять к себе ви дамой для сохранна».

Села Спасовки, Михайловская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Она уже другая и сооружена по прошению капитана Спаского, прописывавшего, что «село Спаское состоит у Кисляковой балки, впадающей в реку Буг, от Херсона находится в 75 верстах, на каком расстоянии нигде церквей, кроме Херсона нет.

Села Тернавки, св. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Построена прихожанами, разобрана за выстройкой в 1836 году новой каменной.

Села Андреевки, Покровская, деревянная, Бобринецкого уезда.

1773 год

Села Богоявленского, Богявления Господня, деревянная, Бобринецкого уезда.

Начало ея неизвестно, а бытие с1773 года доказывается метричною, при сей церкви находящейся, книгой. Церкви сей уже не находится, вместо ее построена в1 791 году другая деревянная.

Села Деликова, св. Михайловская, Тираспольского уезда.

Селение сие существовало еще при владении турок и жили в нем Молдаване. Сия Церковь в вышеозначенном году заложена, по благословлению Митрополита Даниила.

Села Бутор, Архангела Михаила, каменная Тираспольского уезда.

Заложена по благословлению Митрополита Иоакима. Теперь сей церкви нет; но с 1826 года стоит другая каменная и на другом месте, по той причине, что берег подмывается Днестром, и притом множество оказалось хлебных ям, бывших еще при Турецком владении.

Села Аджамки, Преображения Господня, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия не первая здесь, построена по благославлению Иова, Епископа Переяславского, вместо сожженной Татарами, и также именовавшейся Преображенской.

Села Васильевки, св. Василия, Александрийского уезда.

Села Ольшанки, св. Иоанновская, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Попельнастого, св. Иоанна Богослова, деревянная Бобринецкого уезда.

1774 год

Села Оситняжки, св. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Построена по благословлению преосвященного Иова, Епископа Переяславского и Бориспольского, помещиком той слободы премьер-майором Василием Лбовым.

Города Ананьева, св. Николая, деревянная Ананьевского уезда.

До построения сей церкви была вероятно еще здесь другая, ибо Ананьев существовал и при владении Турков. Из местечка переименован в город в 1834 году, и нане в нем построена церковь новая каменная, живут малороссияне и молдаване.

Эпоха 2-ая, с учреждения епархий Славянской и Херсонской

1775 год

Села Елисаветградки, св. Михайловская, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия в 1807 году по неизвестной причине сгорела; вместо оной, из остатков после пожара колокольни, построена другая, которая ныне, тщанием местного священника, совокупно с воинским начальством, приведена в вид довольно боголепный. Село омновано Михайлом Дымом, гораздо раньше построения первой церкви; оттого и называлось Михайловским. От Дыма село перешло во владение князя Потемкина, а Потемкин водворил в нем казаков, почему Елисаветградка и называлась иначе "Михайловскою казацкою станицею". Ныне Елисаветградка состоит под военным поселением.

Села Суботницкаго, Сретенская, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия есть третья в селе Суботницком. Первая, как пишется в подлинных актах, была построена лет за 20 пред сказанною, что выходит около 1755 года, она сгорела. Почему вместо оной быда сооружена другая церковь, также Сретенская, которая в 1769 году разграблена и сожжена татарами. В следствие сего построена третья, коей начало тоже относится , по всей вероятности к 1775 году. Село это с начала оседлости, быв Елисаветградской провинции, принадлежало Хорватову полку, переименованному после в Чорный Гусарский полк.

Села Краснопольскаго, Димитриевская, каменная Александрийскаго уезда.

Построена по ходатайству помещика Ивана Календы. До выстройки же храма , находился в Краснополье молитвенный дом, освященный во имя Великомученика Димитрия.

1776 год

Села Знаменки, Богородицкая, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Ново-Архангельска, Михайловская, деревянная Бобринецкого уезда.

Построена прихожанами Сербской нации. Прежде этой церкви находилась тут другая Великомученицы Варвары, которой начало неизвестно.

Села Павлиша, Сретенская, Бобринецкого уезда.

Города Ново-Миргорода, Рождество-Богородичная. Сия церковь была деревянная, упразднена в 1823 году, находилась среди крепости, срытой в том же году. Церковь перевезена в с. Буличево-Петровку.

Села Цыбулева, Архангело-Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Поселено до сербов.

1777 год

Села Вершацкаго, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия построена вместо сгоревшей тут таковой же деревянной. Следовательно, она здесь не первая, а потому и обселение места должно относить к раннему времени.

Местечка Крылова, Покровская, деревянная о 5 верхах.

Сия церковь уже упразднена. Когда же было ее начало неизвестно. Находившиеся при сей церкви два Евангелия, перенесенныя в Успенскую церковь, свидетельствуют о ее древности. На одном из них написан год 1697, а на другом - 1730-й.

Села Мартоноша, Георгиевская, деревянная Бобринецкого уезда.

По ветхости она была перестроена в 1797 году.

Села Успенскаго, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Петриковки, Георгиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1778 год

Села Северинки, Николаевская, Александрийскаго уезда.

Основано генералом Уваловым.

Города Ново-Миргорода, Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

По поступлении города Ново-Миргорода в состав военного поселения, за выводом разночинцев ея прихожан, в 1825 году уничтожена. Материал ея послужил к основанию церкви в с. Грузском.

Села Долевой-Камянки, Михайловская, деревянная Бобринцкаго уезда.

Материал ее послужил к основанию церкви в с. Грузском.

Села Черного-Ташлыка, Варваринская, деревянная Бобринецкого уезда.

Сооружена прихожанами, переселившиммися из Молдавии.

Села Ивановки, Царе-Константиновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана по прошению секунд-майора Константина Иванова, и сына его, Венгерскаго гусарскаго полка капитана, Илии Иванова. Дело началось с 1777 года.

Села Орловой-балки, Андреевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Построена сия церковь по прошению генерал-майора Андрея Медера и польскаго полковника Ивана Шервенскаго, коие слободу сию заселили людьми, выведенными из Малороссии, Польши и др. наций.

Села Якимовки, Иокима и Анны, Бобринецкаго уезда.

Села Максимовки, Арсениевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана по прошению секунд-майора Максима Чорбы и его поселян., кои именовались в деле о постройке церкви, начавшемся в 1777 году, "новопоселенными".

Села Черниковки, Николаевская, Бобринецкаго уезда.

1779 год

Села Новгородки (прежде Куцовки), Троицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Гарагановки, Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Прежде сей церкви, при Турецком еще владении, была тут другая плетневая, крытая камышем, которой впрочем начало неизвестно. Жили одни Молдаване, кои и теперь тут между малороссиянами находятся, имея церковь каменную в 1802 году построенную.

Села Верблюжки, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Село Верблюжка поселено по обе стороны речки Верблюжки. По неудобству ходить в Успенскую церковь, на левом берегу речки находящуюся, там из жителей, которых домы на правом берегу, по прошению их, позволено было построить на том же правом берегу другую каменную Николаевскую церковь, которая действительно заложена в 1807 году.

Села Галагановки, Иоанновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

 

1780 год

Села Пещаного-брода, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Село сие был шанец, называмый Пещано-бродским, который, как явствует из дела о построении церкви, начал обселяться в 1870 г. (???), и имел тогда в себе душ обоего пола 631, по большей части волохов.

Села Пантасиевки, Михайловская, деревянная Александрийскаго уезда.

Церковь Пантасиевская заложена в 1780 г. , а дело по ней, по донесению секунд-майора Пантасия, началось с 1779 года, из которого видно, что слобода заселена большею частью жителями Волошский и Сербской нации.

Города Херсона, Греческая Софийская, каменная.

Заложена во имя священномучеников епипскопствовавшим в Херсоне, и в св. Софии, 1780 г. июня 16-го дня, Никифором, архиепископом Славянским и Херсонско-Таврическим, а окончена и освящена тогож года Ноября 10-го дня. Построение церкви началось по просьбе находящихся в Херсоне греков, коим способствовал и относился о постройке ея к архипастырю генерал-поручик, флота генерал-цейхместер, строитель Херсона Ганнибал. В сей церкви в олтаре погребен 18 мая 1791 года, Кирилл Амиклонский, Греческий епископ.

Села Ясски, Георгиевская, каменная Одесскаго уезда.

В Яссках, еще при турках жили молдоване, и имели церковь, вероятно деревянную. Ныне в 1832 году построена тут каменная, живут те же молдоване, частию малороссияне.

Села Андрусовки, Георгиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

На гробнице для св. даров, при сей церкви сохраняющейся, имеется надпись "1752 года месяца марта 1-го сия гробница сооружена до храма св. Великомученика Георгия в с. Андрусовку коштом церковным, за иерея Петра Петрова и за ктитора Клепачевскаго Василия". Из сего вытекает, что начало Андрусовки гораздо ранее даже 1752 года.

Села Бандуровки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Заложена в 1778 году и построена подполковником Чеботаевым.

Города Дубоссар, соборная Успенская, Ананьевскаго уезда.

Построена по благословлению преосвященного митрополита Проевлава. Ныне, вместо сей церкви, существует здесь другая каменная, в 1809 году построенная.

Села Мироновки, Симеоновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1781 год

Новой Праги, Претеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия основана по благославлению преосвященного Киевскаго митрополита Тимофея Щербицкаго, между 1748 и 1757 годом, но обветшала, почему и перестроена была в 1788 году, по благославлению Евгения епископа Славянскаго. Село сие называлось тогда Петриковским шанцем, которого обыватели, испрашивая себе сборную книгу, приписывали себе между прочим недостаток свой "повреждению в то время, зловредною саранчею".

Местечка Трикрат, Михайловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Основана и сооружена по прошению ротмистра Скаржинскаго на данной ему земле, которая была заселена людьми "выведенными из-за границы", как пишет в самом прошении г. Скаржинскаго. Село "Трикрат" прозвано от того, что оно три раза было опустошено Запорожцами. Церковь сия впрочем уже обветшала и упразднена, а на место оной в 1794 году сооружена нынешняя каменная.

Села Белозерки, Рождества Предтечи, каменная Херсонскаго уезда.

Основана и сооружена по прошению генерал-поручика Ивана Абрамовича Ганнибала, строителя города Херсона на отведенной ему земле под слободу. Из дела видно, что обыватели перешли сюда для поселения из Польской области, правславного впрочем исповедания. Церковь освящена в 1782 году.

Села Тягинки, Николаевская, каменная Херсонскаго уезда.

Первая церковь заложена в сем году но по ветхости упразднена, и в 1807 году заложена ныне существующая.

Села Белецковки, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Петровки, Вознесенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия освящена 1781 года сентября 3 -го числа. Ныне она упразднена.

Села Ново-Георгиевки, Георгиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана и заложена действительно в 1781 году, но освящена в 1786 году, по причине немалой по сему предмету переписки между начальствами духовным и военно-гражданским. Переписка началась в 1779 году, и из оной видно, что "местечко сие насилено первоначально Арнаутами.ю прибывшими из-за границы в Россию в 1775 году, но благоволению к ним князя Потемкина, в честь коего они соорудить разсудили каменный храмво имя святителя Григория Великия Армении.

Посада Крюкова, Покровская, двухпрестольная, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Комисаровки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основание сего села должно отнести гораздо к раньшему времени, чем построение церкви. Имя свое заимствует оно от речки Комисаровки, тут протекающей, а речка, говорят от какого-то польскаго комисара, в ней будто бы утопшего.

1782 год

Города Херсона, Екатерининская, соборная каменная.

Строитель города Херсона генерал-поручик Иван Абрамович Ганибал относился в 1781 году по предмету построения сей церкви к архиепископу Никифору в следующих словах: "Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя Великомученицы Екатерины, в честь славного имени Великия нашей Екатерины, знаменитой сооружительницей города Херсона. Предварив о сем ваше высокопреосвященство, покорнейше прошу архипастырскаго на сие Вашего благословления". На сем обращении собственноручно его преосвященство августа 7 дня написать соизволил: "На заложении в городе Херсоне каменной соборной церкви, во имянование св. Великомученицы Екатерины грамоту изготовя, представить нам к подписанию". В следствие чего, Екатерининская церковь и начата постройкою в 1782 году, а окончена и освящена в 1806 году. Над западными вратами ея сделана следующая надпись: "Спасителю рода человеческаго Екатерина II посвящает". Но доколе Екатерининская церковь строилась, в крепости существовала Михайло-Архангельская, деревянная, коея начало должно отнести к 1779 году, тому самому времени, когда началось строение самой крепости. Сия-же Михайловская, по освящении каменной Екатерининской, перенесена была на форштат города Херсона, и была употребляема до выстройки на сем форштате Успенской, нынешней соборной церкви.

Слободы Спасской, Преображенская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Николаевки, Иоанновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Города Ново-Миргорода, Петро-Павловская, деревянная.

Построена была коштом генерала Текелия, а в 1820 году уничтожена.

Города Берислава, Воскресенская, деревянная Херсонскаго уезда.

Перенесена из села Переволочного, знаменитого тем, что тут после Полтавской битвыпереходил Шведский король Карл XII. Церковь дубовая, находится и поныне в том самом виде, в каком была прежде. На одной иконе иконостаса, было надписано имя вкладчика, но надпись стерлась, означенный же литерами 1776 год остается еще виден. Есть также надпись и на дверях при входе в церковь такая: "Благословлением бога отца, поспешением Сына и действием Св. Духа начася здатись Св. храм Воскресения Христова, благословлением преосвященного Варлаама Ванатовича, руклположением пречестного отца Андрея протопопа Кобилятскаго, старанием Иоанна Лаврентиевича Чечерина и Никиты Сидоровича Шинкеева, июля 25-го дня", но года неозначено. Должно догадываться, что это было между 1722 и 1730 годами, когда священствовал Архиепископ Варлаам между означенными годами.

Села Кисляковки (прежде Спасскаго), Преображенская, каменная Херсонскаго уезда.

Заложена в сем году, а 1806 г. по ветхости упразднена. Опять возстановлена в 1810 г.

Села Краснополья, Семеновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1783 год

Села Марьяновки, Рождество-Богородичная, деревянная Бобринецкаго уезда.

Слободы Баратовки, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Кагарлиновки, Свято-Духовская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Слободы Зубовки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Ульяновки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия устроена вместо бывшей до нее деревянной, того же наименования., с переносом из Баратовки в д. Ульяновку. Посему и называется ныне Ульяновкой.

Села Ясеноватки, Иоанно-Богословская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Балацкова, Петро-Павловская, каменная Херсонскаго уезда.

Грамота на построение церкви дана 15 мая 1783 года, но окончена и освящена в декабре 1788 года.

1784 год

Села Петроваго, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Злынки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Устроена из часовни, по обращении прихожан из раскола в православие.

Села Байдаковки, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

1785 год

Села Войновки, Стефановская, деревянная Александрийскаго уезда.

Заложена 16 октября 1783 года, кончена в сем году 16 июля.

Села Компанеевки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Марьинскаго, Преображеская, деревянная Херсонскаго уезда.

Села Шестерни, Рождество-Богородицкая, каменная Бобринецкаго уезда.

Та самая и ныне существует с поправкою и приделкою некоторых частей.

Села Грушевки

Категорія: Мої статті | Додав: graf (14.09.2010)
Переглядів: 2281 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz