Четвер, 28.03.2024, 20:31
Український Новокозачин
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Мої статті [1131]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 181
Статистика
Форма входу
 Каталог статей
Головна » Статті » Мої статті

В сердце Украины


Переработка сельхозпродукции, логистика, транспортное обслуживание, а также привлечение туристов к памятникам истории и археологии — наиболее перспективные сферы бизнеса для развития малого и среднего предпринимательства в Кировоградской области


В Кировоградской области находится географический центр Украины. Однако центральное месторасположение никоим образом не означает центральную роль области в экономике страны. Напротив, по многим показателям социально-экономического развития Кировоградщина уверенно занимает место аутсайдера, находясь в третьем десятке рейтинга украинских регионов. Несмотря на столь печальную статистику и декларируемую ставку областных властей на развитие крупного бизнеса, у небольших предприятий остаются шансы успешно работать и получать прибыль.

 

Депрессия на марше

 

В своем отчете «Конкурентоспособность украинских регионов-2010» Фонд эффективного управления утверждает, что по валовому региональному продукту на душу населения Кировоградская область (13 515 грн) на треть отстает от среднеукраинских показателей (20 495 грн). При этом именно самая центральная из всех областей Украины едва ли не больше остальных пострадала от финансово-экономического кризиса. По данным областного управления статистики, в прошлом году экспорт снизился (по сравнению с 2008 г.) на 41%, а объем прямых иностранных инвестиций в область составил всего $2,9 млн. Показатель привлеченных за время независимости инвестиций на душу населения — $63,9 — самый низкий среди всех регионов Украины.

 

Впрочем, предварительные итоги этого года более оптимистичны: за январь-июль объемы промпроизводства выросли на 17,3%, притом что среднеукраинское значение данного показателя — 11,1%. Оживилась и внешнеэкономическая деятельность — вырос экспорт готовых продтоваров, жиров и подсолнечного масла, оборудования, древесины и изделий из нее и пр. «Увеличились на 4,1% объемы грузовых перевозок, продолжается развитие сельского хозяйства в регионе, в том числе растет производство мяса, поголовье свиней, овец, коз, птицы», — приводит данные Даниил Самойлов, директор аналитического департамента исследовательской компании «АгроСвит».

 

По словам эксперта, одна из особенностей Кировоградской области — органичное совмещение аграрной и индустриальной направленности. «В регионе развиты как промышленная сфера (добыча и переработка полезных ископаемых, машиностроение, электроэнергетика), так и сельское хозяйство (выращивание и переработка зерновых и бобовых, кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника)», — подтверждает Михаил Григорчук, заместитель директора компании «Звезда Кировоградщины». В то же время он отмечает, что подобная четко выраженная двойственная специализация весьма осложняет положение малого и среднего бизнеса — и в промышленности, и в сельском хозяйстве значительно комфортнее себя чувствуют крупные предприятия. «Традиционная же для МСБ ниша — сфера услуг — в нашей области не пользуется популярностью, что неизбежно отражается на небольших компаниях и частных предпринимателях», — констатирует г-н Григорчук.

 

Затрудняет развитие предпринимательства и низкая инвестиционная привлекательность региона. Причина этого, по мнению Даниила Самойлова, — неразвитость инвестиционной и местной инфраструктуры. «Тем не менее, — уточняет эксперт, — даже в этих условиях продолжается реализация инвестиционных проектов в сельском хозяйстве целого ряда районов области. Однако в данном случае речь идет скорее об исключениях, лишь подтверждающих правило: серьезные инвесторы пока не заинтересованы вкладывать средства в наш регион».


Вырастим и переработаем

 

Учитывая неразвитость сферы обслуживания, Михаил Григорчук полагает, что наилучшие перспективы развития для небольших компаний Кировоградщины — в перерабатывающей промышленности. Он подчеркивает, что речь идет не о металлургии и других «тяжелых» отраслях, а в первую очередь о переработке продовольственных и сельхозтоваров. К примеру, уже несколько лет в Новомиргороде успешно работает завод по производству кукурузных палочек «Шаруня». «Потенциальные возможности у нас громадные, но на полную мощность еще ни разу не выходили — чтобы избежать затоваривания, работаем только под заказ», — рассказывает Сергей Тихомиров, директор предприятия. Кстати, одна из проблем, с которыми столкнулась «Шаруня», — недостаток сырья. «Для производства сладких палочек требуется оболочка зерна твердых сортов кукурузы. В Кировоградской области такие сорта не выращивают и не перерабатывают. Приходится возить сырье из Черкасской области», — объясняет г-н Тихомиров.

 

Вместе с тем сырьевая проблема, по мнению Михаила Григорчука, в общем-то, не свойственна кировоградским перерабатывающим предприятиям, ведь в области выращивается немало различных сортов сельхозпродукции — от зерновых до грибов. «В регионе уже много предприятий, специализирующихся на обработке и фасовке различных сельскохозяйственных культур, — подтверждает Александр Хороший, директор компании «Центрмашсервис» (ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники). — Но потенциал данной ниши таков, что вполне реально открытие еще как минимум 5–7 перерабатывающих цехов». О перспективности данного направления свидетельствуют и инвестиционные проекты, размещенные на сайте Кировоградской облгосадминистрации. В частности, потенциальным партнерам предлагают вкладывать в строительство завода по переработке отходов производства в биоэтанол; маслозавода; сооружение еще одного завода по производству кукурузных палочек, а также в цех по выращиванию и первичной обработке грибов.

 

Однако переработка сельхозпродукции — не единственная потенциально прибыльная сфера, где может проявить свои таланты малый и средний бизнес. «Многие агропредприятия, особенно во время посевной и уборочных кампаний, обращаются к нам, чтобы избежать проблем с техникой — собственными силами ее обслуживать и оперативно ремонтировать у аграриев получается далеко не всегда, — делится опытом г-н Хороший. — При этом данное направление не интересует крупные корпорации, и пример нашей компании показывает, что тут вполне успешно может работать малый и средний бизнес».

 

А Василий Тарасенко, частный предприниматель, обращает внимание на еще одну практически не занятую нишу — разведение и торговля рыбой. Рыбу у предпринимателя забирают постоянные клиенты. Она реализуется на рынках в Кировограде, Александровке, райцентрах соседней Черкасской области — Каменке и Смеле. «При этом конкуренции как таковой вообще нет — рыба считается ходовым товаром, по цене она выигрывает в сравнении с мясом и, соответственно, пользуется повышенным спросом у населения, — детализирует бизнесмен. — Другое дело, что посредники отказываются давать нормальную цену, а супермаркеты вообще предлагают цену ниже себестоимости. Но сейчас наметилась тенденция к улучшению ситуации».

 

Гости дорогие

 

Как и многие другие регионы Украины, Кировоградская область надеется поправить дела и за счет привлечения туристов. «Разумеется, по туристической привлекательности наша область не сравнится с Крымом и другими приморскими регионами, а также Карпатами и Прикарпатьем, — признает Мирослава Антонюк, совладелец кировоградского туристического агентства «Путешествуй по Украине». — Однако мы можем привлекать гостей из Украины и ближнего зарубежья громадным количеством памятников истории (более 2 тыс.), архитектуры (более 500), археологии (более 2,5 тыс.)». По ее словам, в развитых странах подобные объекты при должной раскрутке становятся весьма популярными среди туристов. И именно недостаточная реклама, по мнению госпожи Антонюк, — основная причина непопулярности Кировоградщины. «Если же приложить усилия и уделить время рекламе памятников истории, расположенных в нашей области, туристы появятся, ведь немало людей интересуются историей родной страны. Если создать соответствующий имидж и приемлемую инфраструктуру, они с радостью посетят наш регион», — убеждена бизнес-леди.

 

Характерно, что схожей точки зрения придерживаются и в облгосадминистрации — недаром именно в туристической сфере предлагается наибольшее количество объектов для инвестирования. «К примеру, планируется создание культурно-туристических центров («Казацкий обычай» в Александрии, гостиничный комплекс у дендропарка «Веселые боковеньки» и ряд других). Часть из них будет реализована на условиях концессии, часть — при долевом участии, а часть — силами частных инвесторов», — информирует пресс-служба КОГА. Кроме того, планируется развивать и оздоровительный туризм, что также позволит привлечь в регион немало гостей.

 

Впрочем, областные власти намерены уделять внимание и развитию транспортной сферы. «Расположение Кировоградской области в самом центре Украины указывает на большой транзитный потенциал региона, — констатирует Игорь Руденко, аналитик компании «Транс-Порт». — Пока же ниша обслуживания проезжающего автотранспорта практически не развита». Но и в данной сфере, по уверениям представителей облгосадминистрации, наметились сдвиги. В частности, подготовлена документация и проводится поиск инвесторов для строительства крупного складского и логистического комплекса в Александрийском районе.

 

Ставка на крупных

Сами областные власти не скрывают, что их прежде всего интересует стабилизация ситуации и возрождение крупного бизнеса. «Президент поставил передо мной четкую задачу: наладить хорошие отношения с бизнесом. В первую очередь — с крупным бизнесом, — заявил губернатор области Сергей Ларин. — Я ставлю перед подчиненными задачу всячески помогать и способствовать предприятиям, которые исправно платят налоги и эффективно работают, избавить их от давления со стороны фискальных и правоохранительных структур». По мнению чиновника, основная поддержка для малого и среднего бизнеса заключается в том, чтобы не мешать им развиваться и снижать административное давление. Но областные чиновники, по-видимому, полагают, что данные проблемы не в их компетенции, оставляя эти вопросы на откуп государственным властям.

Сами предприниматели отмечают ряд инициатив руководства региона, благоприятно отразившихся на малом и среднем бизнесе. «Местная власть задекларировала курс на поддержку регионального производителя. Тем же супермаркетам придется поступиться своими принципами и активнее закупать продукты, произведенные в Кировоградской области, так как ассортимент их товара должен наполовину комплектоваться из продукции, изготовленной на территории региона», — приводит пример Василий Тарасенко.

Отчасти согласен с коллегой и Михаил Григорчук: «Власти пытаются пропагандировать товары местного производства, в том числе и с целью налаживания международного сотрудничества. В этом году нашу область посетили делегации из Польши, Австрии, Беларуси, проводились встречи с послами Эстонии и Южной Кореи». А Игорь Руденко в свою очередь обращает внимание на помощь властей в участии региональных предприятий во всеукраинских международных выставках, в том числе в Берлине, Бонне и Лиссабоне.

Среди основных сложностей работы с властями предприниматели называют проблемы, в общем-то, характерные для подавляющего большинства регионов Украины: бюрократию, сложную разрешительную систему, коррумпированность отдельных чиновников. «Но говорить о критическом уровне взяточничества в нашем регионе, по моему мнению, не стоит, — утверждает Даниил Самойлов. — Сложно сказать, как обстоят дела с крупными предприятиями, но малый и средний бизнес не так уж сильно интересует нечистых на руку госслужащих, быть может, именно из-за своей неразвитости».


Иван Зайцев, Олег Бондарь и Василий Зубко для http://statuspress.com.ua
Категорія: Мої статті | Додав: graf (08.12.2010)
Переглядів: 458 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz