Середа, 27.11.2024, 06:48
Український Новокозачин
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Мої статті [1131]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 181
Статистика
Форма входу
 Каталог статей
Головна » Статті » Мої статті

Хронологико-историческое описание церквей, епархии Херсонской. Продолжение

1790 год

Слободы Соколовки, Бобринецкаго уезда.

В деле о построении сей церкви прописывается ясно. ято "государственная слобода Соколовка обселена гораздо раньше основания церкви, именно в 1776 году".

Села Отбедова, Рождество-Богородицкая, деревянная Херсонскаго уезда.

Села Станислава, Николаевская, каменная Хероснкаго уезда.

Прежде сей церкви была в местечке этом часовня, при которой по благославлению преосвященнаго Никифора, архиепископа Славянскаго, впредь до построения церкви, находился временный священник. Жители, намереваясь просить построить церковь, писали в своем прошению к преосвященному, "что означенное место населено бывшими Запорожскими казаками и выходцами из-за границы в России в 1774 году". первая церковь в 1811 году сгорела, а на место ея существует с 1818 года настоящая.

Михайловки, казачей станицы, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Зеленаго, Петро-Павловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Слободы Николаевки, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Построена по прошению помещика Ивана Федоровича Красовскаго. Сия церковь от громового удара сгорела, и помещик Красовский в 1799 году входил с просьбою о дозволении построить новую.

Села Терновки, Параскиевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была тут еще при владении турков другая, тогожь наименования плетневая, молдаванами поставленная, но упразднена за построением нынешней запорожскими казаками, жившими тут до высылки их в Черноморье

Села Елисаветградки, Успенская, каменная Бобринецкаго уезда.

Когда сия церковь основывалась и строилась, тогда село именовалось станцией Михайловской.

Города Николаева, соборная Григория Великия Армении, каменная.

За олтарем у сей церкви погребен бригадир Фалеев, много способствовавший к построению сей церкви и города.

Села Гоян, Николаевская, Тираспольскаго уезда.

До ней была другая плетневая церковь. Селение существовало при владении Турков и жили Модаване.

Села Малаешт, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была здесь другая плетневая. Селение существовало при владении Турков и жили Модаване.

Посада Ново-Украиновки, Варваринская, деревянная Бобринцкаго уезда.

Села Калаглеи, Николаевская, Одесскаго уезда.

Сей церкви нет уже, а вместо оной существует с 1802 года каменная. Первую, т.е. в 1790 г. основанную, построили из плетня Молдоване, после Очаковской якобы войны сюда возвратившиеся. Молдаване и ныне тут живут, частию также Великороссияне и Малороссияне

Города Овидиополя, соборная Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Церкви этой теперь нет здесь, места ея означается только каменным столбом. Впрочем, как здесь жили православные молдаване еще при турецком владении, то верно, что в Овидиополе, названным именем в позднейшее время, находились и другия церкви. Вместо сих с 1823 года существует только одна каменная.

Села Градениц, Рождество-Богородицкая, каменная Одесскаго уезда.

Около 1790 г. поселились в граденицы запорожские казаки. когда они ушли на Кубань, то их места заняли Малороссияне, которые теперь, с некотором числом молдован, живут здесь, имея церковь каменную Рождество-Богородицкую, построенную в 1823 году.

Села Шибки, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Сей церкви теперь нет, а находится вместо оной, с 1820 года другая каменная.

Села Лунга, Николаевская, Тираспольскаго уезда.

Села Токмазеи, Михайловская, Тираспольскаго уезда.

Села Роги, Рождество-Богородицкая, Тираспольскаго уезда.

Близ сего села, именно не более как в 2-х верстах от него находился, ныне упраздненный Роговский монастырь. Он стоял на левом берегу реки Днепра, от города Дубоссар в 5 верстах вверх по реке. В каком году основан неизвестно. однако жители Роговские и Муловатские сказывают, что устроин монастырь при праотцах их, следовательно не раньше как за 100 лет до настоящего времени, или немного более. Находился он на крутом берегу Днестра, в каменной скале, где была и церковь во имя Св. Симеона Столпника, празднуемаго 1 -го сентября, и имелось несколько келий. Церковь и келии и теперь действительно в пустоте находятся, на стенах их изсечены кресты, старинной формы, четырехконечные и шестиконечные, с подножиями. Длина церкви - 21, а ширина - 6 аршин, разделена на 3 части: трапезу, собственно церковь и олтарь, в коем на стенах, кроме выдолбленных впадин, ничего особенного нет. Церковь сия и кельи от поверхности Днестровской воды не менее как саженей на 15, а может быть и 20. В последствие времени монастырь сей перенесен был к малой воде реки, где была также деревянная церковь и такия же келии ссадами, огородами, хорошим фонтаном и с сажелками для рыбы. Сказывают, что вниз перенесен монастырь потому, что сквозь каменный свод церкви, в горе, стала проникать вода, которая действительно и теперь каплет. Уверяют, что сия вода была целительна. Вся гора и утес, среди котораго основан монастырь, покрывались разного рода черным лесом: дубом, кленом, берестом, орешником. Теперь лесу нет, но растет из тех же деревьев кустарник, который, покрывая все место, делает вид разнообразный. Сверху, где келии и церковь, смотреть вних прелестно, особливо чрез реку Днестр на правый берег оной, где и сады и поля обработаны надлежащим порядком, а дальше идут возвышенные места Бессарабии, по коим разсеяны стада. Внизу, куда монастырь с горы был перенесен, строений уже никаких нет, ни садов, ни огородов, а признаки и следы всего того еще сохраняются. По оным водили нас села Рогов жители, добродушные молдаване, которые сохраняют немало еще обычаев отеческих, особенно почтительны и уважительны к старшим, привержены к церквам Божьим и любят свое духовенство. Жители хотя и отзываются о себе живут скудно, но владеют весьма выгодными землями и достаточное имеют скотоводство. Говорят по-молдавски, но знают и по-русски. Служба совершается на обоих языках. Желательно было бы, чтобы они оставили свою кукурузу, а сеяли рожь и больше пшеницы, как пищи более здоровой и питательной, заводили между собой ремесленников, плотников, кузнецов, место коих ныне занимают у них цыгане. еще желательно было бы, дабы были они около домов своих по опрятнее. При том-же монастыре течет хороший светлый ключ с свежею водой, котороая падала прежде в особый прудок, наполненный рыбой, но ныне все это пусто

Села Дубоваго, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Города Елисаветграда, Знаменская, деревянная.

Села Чобручи, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была тут часовня плетневая, крытая камышом, выстроенная раскольниками, Некрасовцами, неизвестно когда, при Турецком впрочем еще владении. А по выходе Некрасовцев обращена часовня в православную церковь, в которой и производилось богослужение до 1809 года, в сем же году построена нынешняя каменная.

1791 год

Села Братскаго, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Хотя сия церковь значится построенной в 1791 году, но село существовало уже в 1788 году. Церковь здесь строится ныне каменная, старанием помещика генерал-майора Ильи Живковича.

Города Вознесенска, Петро-Павловская, каменная.

Город Вознесенск, или местечко. где ныне находится Вознесенск, именовалось прежде "Бугскаго козачьего полка станицею Соколы", и обселено было воинскими поселянами около 1755 года. Церкви еще не было у них в то время, а имелась одна часовня, при которой хотя и состоял священник Григорий Кащенков, но в часовне литургии совершаемой не было. В 1792 году архиепископ Амвросий, по прошению общества воинских поселян, соизволил выдать в сказанную часовню антиминс, с дозволением служит обедни, в следствие чего часовня преобразовалась в церковь. Ныне построена тут новая лучшая, которая освящена в 1846 года.

Села Беш-Байрак, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Раньше сей церкви, именно с 1789 года , в слободе Беш-байраках существовала часовня, построенная, по дозволению преосвященного Амвросия, владельцем сказанной слободы, в которой т.е. часовне отправлялись утренния и вечерния молитвы.

Села Пасицелы, Ниолаевская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Церковь сия в 1791 году только починялась. Следовательно основание ея относится к раннему времени, например, к 1788 году, как должно заключить из находившегося здесь антиминса, с подписью преосвященнаго архиепископа Амвросия. Близ села Пасицел находился, упраздненный Пасицельский монастырь. Надлежит представить обширный круг земли, в котором площадь усеяна или разделена на разные холмы и пригорки, покрытые отчасти лесом дубовым и ясеневым, в промежутках которого блистает свежая зелень и трава. Это местоположение бывшего Пасицельскаго монастыря. Среди всего сего пространства, усеянного холмами и пригорками, находится впадина, постепенно понижающаяся. Дерева кленовыя, дубовыя, берестовыя растут тут в изобилии. Есть и плодоносные сливы, яблони, вишни и груши. Среди сего то место, где находился Пасицельский монастырь, начало коего обывателям неизвестно, говорят только, что он был и при вледении всеми этими местами Турков. Остатков и развалин сего монастыря нет, есть только ямки, где была церковь и небольшие кельи. Церковь при турках сама была убогая, плетневая, а потом другая дереевянная, которая, по уппразднении монастыря, продана в селение Поноры, где и ныне существует. Келии также были плетневыя, которых впрочем нет и следу. За монастырем был источник с самою свежею водой, из которого можно бы сделать отличный фонтан. Ныне сей источник сохраняется в виде нечистого колодца, в котром глубины, как сказывают, сажень до семи. Так ли? Неизвестно, но опустив самый длинный шест туда, мы не могли достать дна. Весь сей колодез наполнен водою доверху. На месте сонастыр Пасицельскаго есть теперь одна хата, где живет из Молдаван поселянин, занимающийся тканием холста для крестьянскаго употребления, а больше никаких строений нет. При селе Пасицелах и при прочих ему смежных, начинается, так называемый. Черного моря Тилигул, который здесь вовсе сух и безводен, но прежде изобилен был. не только водою. но и красною морскою рыбою, так что многие стекались к нему для промысла, в том числе и запорожцы. От старожилов села Пасицел лично слышал, что прежде, например лет 30 назад, на Тилигуле были в немалом количестве и рыбные заводы, коих теперь тут нет.

Села Короткаго, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Построена Запорожским полковником Бурмасом, плетневая, камышем крытая и существовала до 1814 года. В сем году заложена нынешняя каменная, жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников Некрасовцев.

Села Ясиноваго, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Вале-Гоцулуя, Николаевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Прежде сей церкви были тут еще две, одна после другой, и уничтожены. Селение существовало еще при турках и жили тут Молдаване.

1792 год

Села Широкаго, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Когда основана неизвестно, но освящена действительно 1792 года. Ее теперь уже нет, а существует другая, каменная, построенная в 1833 году.

Города Бобринца, Николаевская, деревянная.

Заложена по благославлению викарного епскопа Иова, управлявшего тогда Екатеринославской епархией. Бобринец с 1833 года назначен уездным городом. До заложения же церкви и до устроения оной, с 1786 года вечерни, утрени и часы отправлялись в доме., на сию потребность от прочих отдаленном.

Села Аджамки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Здесь жили прежде поселенные пикинеры. Теперь тут же щедротами Государя Императора сооружена другая, новая пятиглавая церковь, по случаю начатия войны 1828 года с Турцией.

Села Федоровки, Георгиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Федоровка была станицею Бугских казаков. В ней до 1792 года находилась часовня, в сем-же году обращенная во временную церковь. С 1812 года церковь в Федоровке существует каменная, селение принадлежит новороссийскому военному поселению и именуется "Новой Одессой".

Села Касперо-Николаевки, Димитриевская, каменная Херсонскаго уезда.

Ныне тут существует вновь построенная в 1817 году каменная церковь. Живут отчасти Молдаване, коих сюда переселение относится ко времени присоединения Очаковской области.

Села Троицкого, Троицкая, каменная Ананьевскаго уезда.

В Троицком живут ныне Великороссияне и Малороссияне, которые сказывают, "что еще в 1786 году здесь застали пустырь, который потом заселили". Ныне в Троицком церковь каменная, построенная в 1818 году.

Села Паркан, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

О дозволении построить сию церковь, с помощью вкладов, в 1792 году просил просил архиепископа Амвросия житель сего села Евстратий Винтул, которому в том и не было отказано. С тем вместе определен был и священник, некто Добрилов, который дос его времени состоял священником в одном из селений Бендерскаго округа. Но как селении осталось после войны в Турецком владении, то сей священник и просил о переводе его в нововозводимое "против Бендер", как писал он местечко Парканы. Ныне по ведомостям значится, церковь в Парканах существующей с 1826 года.

Села Березовки, Иосифовская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Ремеровки, Иоанно-Предтеченская, деревянная Тираспольскаго уезда.

Церковь сия была плетневая, вместо которой в 1820 году построена новая. Селение основалась по завоевании Очаковской области и жилели его Молдаване.

Слободы Гидирим, Богородицкая, деревянная Тираспольскаго уезда.

Села Перелет, Михайловская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Сии церкви в 1791 и 1792 году, с дозволения Преосвященнаго Гавриила, за крайней их ветхостью, были починяемы. Следовательно основание их должно отнести к раньшему времени. В Перелетской церкви есть антиминс с подписью преосвященнаго Иоакима.

Села Флор, Николаевская, плетневая Ананьевскаго уезда.

За крайней ветхостью и переводом жителей церковь закрыта.

Села Окон, Успенская, деревянная Тираспольскаго уезда.

Плетневая и самая ветхая, вместо которой, в 1840 году, владельцем села построена новая каменная, с применением к византийскому вкусу. Что касается до обселения, то оно существовало еще раньше первой церкви. Замечательны здесь водяные ключи, в коих из глубины, никому неизвестной, вода поднимается вверх, видом они подобны окнам, отчего село и называется Окны или Окошки.

Села Дойбановки, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

До сей церкви была другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков и жили молдаване.

Села Бирзул, Иоанно-Богословская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Плетневая, до которой была другая деревянная и на другом месте, того же наименования, построенная еще при владении турков, жители были молдаване каковые и теперь тут. Ныне церковь в Бирзулах с 1823 года каменная.

Села Малаешт, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Когда церковь построена неизвестно, другой однако прежде не было. Селение существует со времени завоевания Очаковской области, живут здесь Молдаване.

Сила Глиннаго, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Построена тщанием Запорожца Тулицы, плетневая, крытая камышом, вместо которой в 1802 году сооружена другая каменная. Жили тут Запорожцы и Молдаване, из коих последние и ныне тут находятся с частию малороссиян.

Села Слободзеи, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви находилась другая древнейшая, коея начало неизвестно, основанная же в 1792 году, сооружена Запорожскими козаками, потом переведенными на Кубань, между которыми полковник и судья войсковой головатый устроил своим коштом немалое число церковной серебрянной утвари, имеющейся до сих пор в церкви, с надписями: "От судьи Головатого, 1793 года". Теперь и этой церкви уже нет, а построена новая каменная 1809 года. Слободзея в старину, сказывают, называлась "Руфа".

Села Незавертайловки, каменная Тираспольскаго уезда.

Церковь сия построена тщанием болгарина Чоны, была плетневая, крытая камышем и существовала до 1814 года, в котором заложена нынешняя каменная. Жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников Некрасовцев.

Села Андреевки, Успенская.

Основана по прошению помещика, дворянскаго предводителя, капитана Емельяна Сочеванова, освящена в 1798 году по благославлению митрополита Гавриила.

Села Голты, Николаевская, каменная Бобринецкаго уезда.

Прежде основания сей церкви здесь была другая, построенная, на время, из плетня.

Села Воскресенскаго, Воскресенская, каменная Херсонскаго уезда.

Прежде сей церкви была другая Покровская, которая поставлена была только на время, она скоро развалилась. По всему вместо оной заложена в 1792 году другая, также деревянная, котороая освящена в 1798 году. Теперь вместо сказанныъх церквей, находится с 1815 года в Воскресенске церковь каменная.

Села Кошарки, св. Апостола Марка, плетневая Тираспольскаго уезда.

Села Суклеи, Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Города Очакова, Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Турецкая мечеть преобразована в сию церковь. От многолюдного и торгового города, после штурма в 1788 году, теперь мало, что замечательного осталось. Прежде имелась здесь и Греческая, тоже Николаевская церковь.

Села Ново-Григорьевки, Георгиевская, каменная Бобринецкаго уезда.

Слободы Гвоздовки, Михайловская, деревянная Тираспольскаго уезда.

1793 год

Села Коренихи, Николаевская, каменная Одесскаго уезда

Прежде сей церкви не было никакой другой, ни даже молитвенного дома. Селение заводилось и обселялось в тоже самое время, как начиналась и строилась церковь адмиралом Николаем Семеновичем Мордвиновым.

Села Овсяниковки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Ингульской-Камянки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Макарихи, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана и сооружена помещиком, польским шляхтичем Градовским.

Села Кантакузовки, Иоанно-Предтеченская, каменная Ананьевскаго уезда.

Село поселено на пожалованной земле, вышедшими из Молдавии, Иваном и Николаевм князьями Кантакузинами, которыми и построена сия церковь.

Села Ново-Покровки, Покровская, каменная Одесскаго уезда.

Сооружена помещиком действительным статским советником Курисом, вместо существовавшего тут молитвенного дома. Селение основалось по завоевании Очаковской области, и жители были военно- рабочие люди, именовавшиеся погонцами. а в 1797 году по отдаче сего места упомянутому Курису, погонцы отсюда вышли и поселились малороссияне.

Села Седневки, Ильинская, каменная Бобринецкаго уезда.

Прежде была тут часовня, которая и обращена в церковь, по прошению предводителя дворянства Емельяна Седнева, который был помещик и усредитель села сего.

Села Анастасьевки, Анастасьевская, деревянная Тираспольскаго уезда.

Церковь сия сгорела, теперь построена другая каменная помещиком Гаюсом.

Села Васильевки, Васильевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Захарьевки, Успенская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Осиповки, Иосифовская, каменная Тираспольскаго уезда.

Основаны сии три церкви по дозволению, данному от митрополита Гавриила 1793 года октября в 25 день, помещиком князем Василием Аргутинским-Долгоруким, "во вновь населяемых деревнях", как сказано в деле о построении сих церквей, живут малороссияне и молдаванею

Села Александровки, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Сооружена собственным коштом обывателя села Александровки Василием Маламы с пособием ему от общества.

Села Аникеевка, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Миланки, Богородицкая, деревянная Ананьевскаго уезда.

Села Теи, Параскиевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Село сие Молдаванами обзаведенное, разграблено было татарами, и церковь в нем сожжена. По сему теперь здесь церковь новая, и жители поселились вновь.

Села Гиржева, Георгиевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Построена помещиком Гиржевым. Село современно основанию церкви, расположенном на возвышенном довольно красивом месте, из которого течет изобильный поток ключевой воды. Живут здесь малороссияне.

Села Гвоздовки, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Бобрика, Рождество-Богородицкая, каменная Ананьевскаго уезда.

Села Криваго Озера, Параскевиевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Села Сироваго, Михайловская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Села Кумаров, Дмитриевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Все сии 5 церквей построены по усердию правителя Екатеринославскаго наместничества Василия Васильевича Каховскаго

Села Хмелеваго, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия по ветхости упразднена, а вместо оной выстроена каменная, коштом помещика майора Николая Акацатова.

Села Вознесенскаго, Петро-Павловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Пересадовки, Михайловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Якимовки, Иоакима и Анны, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Липецкаго, Михайловская, каменная Ананьевскаго уезда.

Прежде сей церкви была, еще при владении турков, другая деревянная, о которой рассказывают следующее: Когда Турки, по взятии Русскими Очакова, увидели свою неблагонадежность удержать за собой и область Очаковскую, они сами жгли и истребляли все селения в ней находившиеся. Такой участи подверглось и село Липецкое , оно все сгорело, кроме церкви, которая осталась в целости, а после за ветхостью упразднена. Теперь в Липецком нет ни той уцелевшей от разорения церкви, не последовавшей за ней, а состоит с 1806 года уже третья новая каменная.

Села Ташина, Адриано-Наталиевская, каменная Одесскаго уезда.

Ташино обселено Молдаванами, гораздо прежде церкви, и было известно под названием "Грибова", по имени полковника Адриана Грибова.

Села Эрделиевки, Григорьевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Любомирки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Города Николаева, Рождество-Богородицкая, каменная Херсонскаго уезда.

Церковь сия в Николаеве вторая после Соборной, что во имя Григория Великия Армении, коея начало и основание должно отнести к 1790 г. Ибо в сем году князь Потемкин-Таврический так писал к Амвросию, архиепископу Екатеринославскому: "Преосвященнейший владыко, милостивый государь и пастырь мой! Находящагося в Кременчуге протопопа Евфимия Савурскаго ваше преосвященство покорнейше прошу определить в нововозводимый на Ингуле город Николаев, которому и приказать, там явиться к статскому советнику и кавалеру Фалееву. Пребываю впрочем с истинным почтением и преданностью. Вашего преосвященства, милостиваго государя и архипастыря покорнейшим слугою князь Потемкин-Таврический. 25 апреля 1790 г. Яссы". Он же князь Потемкин, от 25 дня июля 1789 года, относился к преосвященному: " В высочайшем Ея Императорскаго Величества мне рескрипте от 6 дня сего месяца, за собственноручным Ея Величества подписанием между прочим изображено: монастырь на Витовке, что близ устья Ингула, повелеваем устроить, под названием Спасо-Николаевскаго, присвояя ему степень бывшего Симонова монастыря, а архимандриту энкольпион и служение Киево-Печерской Лавры, но с зависимостью от архиепископа Екатеринославскаго, и в сие звание архимандрита, произвесть находящагося при армии игумена Моисея. Впрочем весьма полезным находим, что при том монастыре, на основании уже прежде данного Вами поведения, учреждено было бы общество послушническое из инвалидов офицеров и солдат. Я имею честь предложить вашему преосвященству с тем, чтоб зависящее от Вас исполнить, и отца игумена Моисея.ю во архимандрита посвятить изволили. Прочаго я не умедлю произвесть в действо. Имею честь с истинным почтением и преданностию, князь Потемкин, Ольвиополь". Воля сия Монархини, по случаю кончины князя Потемкина, не исполнилась, и на устье Ингула монастыря никогда не было.

Села Овсяниковки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Поповки, Петро-Павловская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Бузиновки, Михайловская, каменная Одесскаго уезда.

Основание села современно началу церкви.Жители первые малороссияне, потом Молдаване, Немцы и армяне.

Села Ананьевскаго или Журавки, Богородицкая, каменная Одесскаго уезда.

Заложено по прошению помещицы Ольги Струковой, вместо состоявшей уже тут деревянной.

Села Ахмечетки, Иоанно-Богословская, каменная Ананьевскаго уезда.

Села Бобрика, Богородицкая, деревянная Ананьевскаго уезда.

Села Беляков, Михайловская.

Сия церковь не первая, но до нея существовала другая того же наименования.

Села Алексеевки, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Гандрабур, Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Лисанева-Душинкевичевой, Варваринская, деревянная Александрийскаго уезда.

Начата строением в 1792 году.

Села Александровки, Григорьевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана полковницею Варварою Текелиевой, докончена ея дочерью Александрою Куракиной. Селение само началось гораздо прежде церкви.

1795 год

Села Тузл, Иосифовская, каменная Одесскаго уезда.

Был тут прежде молитвенный дом, в котором совершалась и литургия. Следовательно основание Тузл относится к раньшему времени. Имя свое заимствует оно от соляного озера, которое при нем находится. Обселил его первоначально Белорусами вице-адмирал Иосиф де-Рибас.

Села Шмитова-Петровскаго, Петро-Павловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Построена майором Шмитом.

Села Николаевки-Винтуловой, Иоанно-Богословская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Закрыта 1840 года.

Села Величковки, Никлаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Александровки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Города Одессы, Екатерининская.

Церковь сия есть первоначальная в Одессе, которой однако теперь нет, да и не была окончена. Дело о построения ея началось с отношения к преосвященному митрополиту Гавриилу от вице-адмирала Иосифа де-Рибаса, который от 25 июля 1795 года уведомя преосвященнаго, "что по высочайшему повелению вновь создается город Одесса, просил его, дабы благословил основать и церковь. с определением к ней Нижегородскаго полка священника Евдокима Сергеева, с диаканом и прочими священнослужителями". На сие последовала 17 августа сказанного года удовлетворительная резолюция, с выдачей священнику подвижнаго антиминса, который получен им 1795 года августа 20 дня. Впрочем, церковь сия не приведена была к окончанию, но была доведена, как говорят, до окошек, тем и кончилась. Место ея было близ нынешнего Сабанеева моста.

Села Куликова-Поля, Димитриевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Обращена из молитвенного дома в церковь. по прошению помещика капитана Чернова.

Села Петриковки, Космо-Дамиановская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Григорьевки, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Село современно основанию церкви, живут Малороссияне по Высочайшему указу Государя Императора, по силе котораго, и благославления архипастырскаго на учреждение церкви испрашивал дюк де-Ришелье.

Села Николаевки, Михайловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Село сие основано из Молдаван различнаго звания, вышедших из Молдавии, коих впрочем ныне здесь мало и село состоит из мелких разночинцеы.

Города Одессы, Преображенская, ныне кафедральная соборная, каменная.

Заложена в сказанном 1795 году, вместо деревянной Николаевской, на первый раз состроенной. Окончено постройкой в 1808 году трех-престольной, ао Имя Преображения Господня, Чудотворца Николая, и Св. Спиридония, под наблюдением инженер-полковника Глухова. В соборе хранятся: 1) икона Божией Матери, писанная "в давния времена в риме для острова Родоса, с котораго перенесена на остров Мальту, откуда статский советник Фродинг получив оную, по усердию своему в собор доставил, 4 августа 1816 года. 2) Высочайше пожалованное Турецкое знамя, во время пребывания Государя Императора в Одессе в 1828 году, при следующем рескрипте на имя Новороссийскаго и Бессарабскаго генерал-губернатора: "Граф Михаил Семенович! Сего дня получил я донесение вице-адмирала Грейга от 13 минувшего мая, с рейды крепости Анапской, в коем он извещает о взятии, отряженнаго от нашего флота крейсерами, четырех турецких судов с 940 рядовыми и офицерами, плывшими из Трапезунта на подкрепление гарнизона Анапскаго. Их оружие и 6 знамен достались в добычу победителям. Получив сие известие во время пребывания моего в Одессе, я жалую городу одно из взятых у неприятеля знамен для хранения в здешнем соборном храме. да будет оно навсегда напоминанием о сем первом успехе нашего оружия в войне праведной, за честь и истинные пользы России предприятой. Пребываю к Вам благосклонный. Николай. Одесса. Мая 18 дня 1828 года". При соборе каменная колокольня окончена постройкою в 1837 году, а шпиль желанный сделан в 1841 году. В числе колоколов имеется один в 1000 пудов., вылитый 1834 году из Турецких пушек, взятых в последнюю турецкую войну.

Села Байтал, Рождество-Богородичная, деревянная Ананьевскаго уезда.

Одна и та же со времени основания, с некоторыми только поправками. Байтале, толкуют, на турецком языке означает "водопой", потому что речка Тилигул тут действительно была обильна водой. Теперь состояние ея сильно переминилось, ттак как и самый залив Тилигульский, бывший прежде немаловажным пристанищем рыболовнаго промысла.ю ныне тем нимало не славится. живут в Байтале в ровном числе Малороссияне и Молдаване.

Села Мошорина, Кресто-Воздвиженская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Ивановки, Иоанно-Богословская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Ново-Воронцовки, что была Николаевка, Николаевская, каменная.

Освящена по благословлению митрополита Гавриила, дана протопопу Иоанну Богдановичу, 16 октября. За ветхостью первой, заложена в 1829 году ныне существующая.

 

 

Категорія: Мої статті | Додав: graf (14.09.2010)
Переглядів: 2603 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 1
1 radkevich-viktor  
0
Вітаю! Цікава інформація! Чи можна дізнатися інформаційне джерело?

Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz